Длительный мучительный насморк (вазомоторный ринит)

Диагноз вазомоторного ринита выставляется тогда, когда у пациента имеется длительная, непроходящая заложенность носа (сопровождающаяся или несопровождающаяся водянистыми или слизистыми выделениями), неинфекционной и неаллергической природы.

То есть симптомов инфекционного заболевания нет (повышенной температуры, боли в горле, кашля) или инфекция была несколько недель назад, а насморк остался, нет и гнойного острого или хронического синусита (гайморита) с болью или заложенностью в области придаточных пазух носа, головной болью, гнойным насморком и нет подозрений на аллергический характер заболевания, но Вас длительно (постоянно или периодически) мучает заложенность носа, часто перемежающаяся: заложена то одна половина носа, то другая, усиливающаяся в горизонтальном положении и при повороте с боку на бок. Такая заложенность может сопровождаться или не сопровождаться выделениями из носа, которые чаще всего стекают по задней стенке глотки.

Конечно, делать выводы, что это именно вазомоторный ринит, может только врач после диагностики и тщательного наблюдения.

Часто вазомоторный ринит усугубляется и становится медикаментозным (нафтизиновая зависимость), в связи с применением сосудосуживающих капель, от которых очень быстро при вазомоторном рините формируется зависимость физическая и психологическая.

Виды вазомоторного ринита, в зависимости от факторов, которые его провоцируют

Факторы внешней среды:

• температура вдыхаемого воздуха
  • изменение окружающего барометрического давления
  • химические соединения (озон, оксид азота, дым, пахучие вещества, поллютанты, острая пища, никотин и смолы, алкоголь, кокаин и др.)
  • респираторная вирусная инфекция

Внутренние факторы:

• эмоции и стресс
  • физическая нагрузка
  • сексуальная активность
  • гормональный дисбаланс
  • эстрогены/прогестерон (пубертат, беременность, менструация)
  • гормоны щитовидной железы (гипотиреоидизм)
  • соматотропный гормон (гигантизм, акромегалия)
  • гастроэзофагеальный, гастрофарингеальный и фаринголарингеальный рефлюкс
  • механические факторы (деформации перегородки носа, особенно острые гребни и шипы, контактирующие с латеральной стенкой полости носа)
  • обструкция носоглотки (например закрытие носоглотки увеличенными аденоидными вегетациями)

Частота встречаемости вазомоторного ринита

Вазомоторный ринит – это наиболее часто встречающаяся патология из всех людей, обращающихся с заболеваниями носа и околоносовых пазух. По разным данным частота встречаемости 10-15% всего населения. Трудно себе представить абсолютное число людей, страдающих этим заболеванием. У половины из них тяжелая и средней степени тяжести выраженность симптомов и большинство из них бесконтрольно применяют сосудосуживающие капли, пытаясь добиться мнимого улучшения, усугубляя тем самым течение заболевания.

Чем опасен вазомоторный ринит?

При легкой степени заболевания присутствуют только местные симптомы, при этом общее нарушение самочувствия либо не происходит, либовыражено совсем незначительно. Но если не обратиться к специалисту врачу оториноларингологу и не проводить никакого лечения, то очень большая вероятность, что степень тяжести будет нарастать и на фоне постоянно затрудненного носового дыхания и хронической недостачи кислорода клеткам головного мозга и внутренних органов для дыхания, будут усиливаться и общие симптомы: расстройство сна, снижение активности в дневное время суток, сложность сосредоточения, снижение памяти, работоспособности, обучаемости, нарушение настроения.

Подобные симптомы мучительны и значительно снижают качество жизни, способствуют развитию неврозов и общих соматических заболеваний.

Что делать, если у Вас длительный, непроходящий насморк?

Не откладывайте свой визит в специализированную ЛОР клинику или ЛОР кабинет к врачу оториноларингологу. В Москве это можно сделать в ЛОР клинике номер 1. И тем более не занимайтесь самолечением, помня о высоком риске развития у Вас медикаментозного ринита. Чем дольше Вы пытаетесь справиться с симптомами самостоятельно, тем сложнее будет восстановить носовое дыхание безоперационными методами, в связи с тем, что отек уже перерастает в истинную гипертрофию (разрастание ткани носовых раковин, не способное к сокращению).

Для диагностики вазомоторного ринита в ЛОР клинике №1 применяется эндоскопический осмотр ЛОР органов, Ультразвуковое исследование придаточных пазух носа, лабораторные методы исследования, а также при необходимости возможны консультации врача аллерголога-иммунолога, гастроэнтеролога, эндокринолога, чего в большинстве случаев достаточно для постановки диагноза.

Очень важно, чтобы ЛОР клиника была достаточно оснащена физиотерапевтическими методами лечения для того, чтобы помочь безоперациоенно максимально снять отек и заложенность, уменьшить слизеобразование.

Наиболее эффективной для лечения вазомоторного ринита является УЗОЛ-терапия – безболезненный метод орошения слизистых оболочек полости носа лекарственным раствором, с одновременным озвучиванием ультразвуком. Действие ультразвука наиболее эффективно для снятия отека и снижения слизеобразования. Курс процедур 10-15, обычно уже на 3-5 процедуру пациент чувствует значительное улучшение, после проведения курса терапии перестает пользоваться сосудосуживающими каплями, начинает свободно дышать носом не только днем, но и во время сна. Кроме УЗОЛ-терапии в лечении применяется фотохромотерапия, лазеротерапия, электрофорез лекарственных растворов, магнитотерапия. У 90-95% пациентов на фоне лечения восстанавливается носовое дыхание, уходят общие симптомы (снижение активности, утомляемость), нормализуется ночной сон.

При неэффективности консервативного лечения, в ЛОР клинике№1 проводят малоинвазивное оперативное вмешательство: подслизистую вазотомию нижних носовых раковин электрохирургическим методом. При этом происходит значительное сокращение нижних носовых раковин в размере, освобождение общих носовых ходов, что дает свободу носовому дыханию. Именно подслизистая вазотомия является наиболее предпочтительным из хирургических вмешательств, так как практически не имеет осложнений, очень легко переносится, производится под местным обезболиванием и не нуждается в последующем тампонировании носовой полости (которая необходима при обычных оперативных вмешательствах), поэтому не требует какого-либо восстановительного периода.

Если у Вас непроходящая проблема с заложенностью носа и насморк, не откладывайте, обратитесь за помощью к врачу оториноларнгологу и Вы убедитесь насколько меняется качество жизни, работоспособность и Ваше настроение, когда эта проблема решается.

Голосуйте за свободу носового дыхания!