Инфекционный мононуклеоз

Инфекционный мононуклеоз - это инфекционное заболевание, вызванное вирусом Эпштейн-Барра, поражающие лимоидные органы (миндалины, аденоидные вегетации, печень, селезенка, лиматические узлы).

Как можно заразиться

Источник заболевания - человек с манифестной или стёртой формой болезни, а также носитель возбудителя.

Чаще вирус выделяется со слюной, заражение происходит при близком контакте (при поцелуях, половым путём, через руки, игрушки и предметы обихода). Возможна передача инфекции при переливаниях крови, а также во время родов.

Заражению способствуют скученность, пользование общим бельём, посудой, тесные бытовые контакты.

Что происходит во время инфекционного мононуклеоза?

Проникновение вируса в верхние отделы дыхательных путей приводит к поражению эпителия и лимфоидной ткани рото- и носоглотки. Отмечают отёк слизистой оболочки, увеличение миндалин и регионарных лимфатических узлов. Вирус распространяется по всему организму, происходит гиперплазия(увеличение) лимфоидной и ретикулярной тканей, в связи с чем в периферической крови появляются атипичные  клетки (мононуклеары). Развиваются лимфаденопатия (увеличение миндалин, аденоидов, печени, селезенки, лимфатических узлов). Иммунные клетки(Т-лимфоциты) уничтожают вирусные клетки.

Однако вирус остаётся в организме и  может персистировать в нём в течение всей последующей жизни, обусловливая хроническое течение заболевания с реактивацией инфекции при снижении иммунитета.

Выраженность иммунологических реакций при инфекционном мононуклеозе позволяет считать его болезнью иммунной системы, поэтому его относят к группе заболеваний СПИД-ассоциированного комплекса.

Какие симптомы инфекционного мононуклеоза

К сожалению типичные клинические проявления инфекционного мононуклеоза встречаются редко. В настоящее время преобладает скрытое течение болезни.

Инкубационный период - от 5 до 1,5 мес.

К типичному течению относится — высокая длительная фебрильная лихорадка(от нескольких дней до 1 мес.), выраженная слабость, боль в горле, выраженная заложенность носа (за счет отека аденоидной ткани), увеличение лимфоузлов, боли в животе (за счет увеличения печени и селезенки), иногда желтуха. При фарингоскопии отмечается гиперемия, отек миндалин, чаще всего на миндалинах определяются налеты.

При атипичном течении болезни может наблюдаться резко возникшая заложенность носа и/или длительная субфебрильная лихорадка.

Так же инфекционный мононуклеоз часто имеет маску обычного респираторно-вирусного заболевания.

Иногда появляется экзантема (сыпь) пятнисто-папулёзного характера. Она не имеет определённой локализации, не сопровождается зудом и быстро исчезает без лечения, не оставляя изменений на коже.

Спустя 2-3нед. Наступает период выздоровления, самочувствие улучшается, исчезают симптомы ангины, часто сохраняется длительная субфебрильная лихорадка, лимфоаденопатия (увеличение лимфоузлов, селезенки и печени) (до 6 мес).

Заболевание может протекать длительно, со сменой периодов обострений и ремиссий, из-за чего его общая продолжительность может затягиваться до 1,5 лет.

Каковы осложнения инфекционного мононуклеоза

Наиболее частое осложнение - присоединение бактериальных инфекций, вызванные условно-патогенными микроорганизмами, носоглотки, ротоглотки, с чем нередко связано назначение системной антибактериальной терапии.

Также возможны менингоэнцефалит, обструкция верхних отделов респираторного тракта увеличенными миндалинами.

В редких случаях отмечают двустороннюю интерстициальную инфильтрацию лёгких с тяжёлой гипоксией, тяжёлый гепатит (у детей), тромбоцитопению, разрывы селезёнки.

В большинстве случаев прогноз заболевания благоприятный.

Как поставить диагноз

Наиболее характерный признак - изменения клеточного состава крови. В клиническом анализе крови выявляют умеренный лейкоцитоз, относительную нейтропению со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, значительное увеличение количества лимфоцитов и моноцитов (суммарно более 60%). Часто в крови присутствуют атипичные мононуклеары (появляется через 10-21 день после начала заболевания, не всегда обнаруживаются современными анализаторами(!), необходима микроскопия мазка крови).

Вирусологические методы диагностики (выделение вируса из ротоглотки) на практике применяют редко (так как достоверность этого исследования по разным данным 70-80%). Методом ПЦР можно выявлять вирусную ДНК в цельной крови, сыворотке, моче.

Разработаны серологические методы определения антител различных классов к капсидным (VCA) антигенам. Сывороточные IgM к VCA-антигенам можно обнаружить уже в инкубационный период; в дальнейшем их выявляют у всех больных (это служит достоверным подтверждением диагноза). Исчезают IgM к VCA-антигенам лишь через 2-3 мес после выздоровления. После перенесённого заболевания пожизненно сохраняются IgG к VCA-антигенам.

Всем больным с инфекционным мононуклеозом или при подозрении на него нужно проводить 3-кратное (в острый период, затем через 3 и 6 мес) лабораторное обследование на антител к антигенам ВИЧ, поскольку в стадию первичных проявлений ВИЧ-инфекции также возможен мононуклеозоподобный синдром.

Как лечить инфекционный мононуклеоз

Больных лёгкими и средне-тяжёлыми формами инфекционного мононуклеоза можно лечить на дому. Необходимость постельного режима определяется выраженностью интоксикации. В случаях заболевания с проявлениями гепатита рекомендуют диету (стол №5).

Специфическая терапия не разработана. Проводят противовирусное лечение, дезинтоксикационную терапию, десенсибилизирующее, симптоматическое и общеукрепляющее лечение, полоскания ротоглотки растворами антисептиков. Антибиотики при отсутствии бактериальных осложнений не назначают. При наличие бактериальных осложений антибактериальные препараты пенициллинового ряда строго противопоказыны (вызывают сыпь). При гипертоксическом течении заболевания, а также при угрозе асфиксии, обусловленной отёком глотки и выраженным увеличением миндалин, назначают короткий курс лечения глюкокортикостероидами (преднизолон внутрь в суточной дозе 1-1,5 мг/кг в течение 3-4 дней).

А нужно ли лечить инфекционный мононуклеоз

Раньше бытовало мнение, что инфекционный мононуклеоз не требует лечения. Современные данные говорят об обратном.

Важно правильно провести лечение в острой фазе заболевания, чтобы избежать персистенции вируса (реактивации инфекции), что приводит к снижению иммунитета.

Вирус Эпштейн-Барра при хроническом персистирующем течении  может приводить к синдрому хронической усталости, назофаренгиальной карциноме, лимфоме Беркета.

Профилактика инфекционного мононуклеоза:

Общие меры профилактики аналогичны таковым при ОРВИ. Меры специфической профилактики не разработаны. Неспецифическую профилактику осуществляют повышением общей и иммунологической резистентности организма.

Пациента с инфекционным мононуклеозом наблюдает врач-отоларинголог  совместно с инфекционистом. Доктора ЛОР-клиники №1 помогут правильно провести диагностику и назначат соответствующие лечение.

Мы работаем круглосуточно. Обращайтесь к врачу вовремя и будьте здоровы!