Наружный отит

Наружный отит -  это воспаление кожи наружного слухового  прохода или ушной раковины. Чаще всего вызывается бактериальным возбудителем (синегнойная палочка, St. epidermitis, золотистый стафилококк и т.д) или грибковой флорой (кандида, аспиргелла).

В классификации различают острый наружный отит и хронический ( длительность более 4 недель или обострения более 4 раз за год).

Воспаление кожи слухового прохода может быть локальное(ограниченное) в виде фурункулов и карбункулов в хрящевой части слухового прохода или диффузное (на всем протяжении хрящевой части слухового прохода).

Так же различают неинфекционный наружный отит — экзема, себорея, нейродерматит, контактный дерматит.

Что является причиной возникновения наружного отита?

Чаще всего предрасполагающим фактором к возникновению наружного отита является микротравма кожи наружного слухового прохода, особенно при чистке ушей ватными палочками. В результате микротравмы инфекция может быстро распространиться на кожу слухового прохода, особенно этому способствует проникновение воды в наружный слуховой проход, которая не является стерильной (бассейн, мытье головы). В то же время причиной наружного отита может являться излишнее количество серных масс (серная пробка), которая задерживает воду и раздражает кожу слухового прохода.

При наружном отите нередко в воспаление вовлекается и барабанная перепонка (реактивный мирингит).

У пациентов с диабетом и иммунодефицитными состояниями высок риск рецидивов и хронизации процесса.

Какие симптомы наружного отита

• Сильная боль в ухе, которая может иррадиировать в челюсть и/или в висок
  • Заложенность в ухе
  • Зуд в ухе
  • Шелушение кожи наружного слухового прохода
  • «Оттопыренность» ушной раковины

Если вы заметили у себя эти симптомы необходима консультация ЛОР- врача, не занимайтесь самолечением. Компрессы, прогревание в домашних условиях, попытка вычистить уши ватными палочками ухудшает состояние пациента  и способствует распространению воспалительного процесса.

Диагностика наружного отита

Для диагностики наружного отита достаточно проведения отоскопии. Так же важно, особенно при рецидивирующих или хронических наружных отитах, проведение посева из наружного слухового прохода на флору, грибы и чувствительность к антибиотиков для точного лечения и проведения профилактики рецидивов.

При рецидивирующих и хронических формах важно определение глюкозы в крови. Высокая концентрация глюкозы в крови может способствовать поддержанию воспаления в наружном ухе.

Лечение наружного отита

Лечение при наружном отите включает в себя местное лечение (капли, крема и мази в наружный слуховой проход, туалет уха антисептическими растворами) и общее лечение (обезболивающая, антибактериальная, противогрибковая терапия) При легком течении достаточно местного лечения, при средних и тяжелых случаях необходима общая терапия.

При локальной (ограниченной) форме наружного отита необходимо обязательное вскрытие и дренирование фурункула, карбункула с последующей ревизией.

Для ускорения лечения и предотвращения перехода острого наружного отита в хроническую форму необходимо проводить туалет наружного уха антисептическими растворами, устанавливать турунды с лекарственными препаратами в наружный слуховой проход, проводить физиотерапию:

• ультразвуковую терапию в наружный слуховой проход (УЗОЛ-терапия одновременно совмещает и туалет наружного слухового прохода и физиотерапевтическое воздействие ультразвуком (уменьшает отек, воспаление, подавляет рост патогенной флоры));
  • красный и инфракрасный лазер на ушную раковину и в наружный слуховой проход (уменьшает отек, воспаление, обладает бактерицидным и иммуностимулирующим действием).

При неинфекционном наружном отите требуется наблюдение не только врача — оториноларинголога, но и врача — дерматолога.

Профилактика наружного отита

1. Соблюдение правильного гигиенического ухода за ушами. Использование ушных палочек допустиму в разумных пределах, только для удаления серных масс у входа в наружный слуховой проход.
  2. Не следует использовать  для туалета ушей острые предметы, так как они наносят травму наружного слухового прохода, что способствует проникновению инфекции.
  3. Не рекомендуется самостоятельно удалять серные пробки и инородные тела из слухового прохода. Самостоятельно удаление часто приводит к тому, что серные массы (инородное тело) проникает в самую узкую часть слухового прохода, что в последствие затруднит процесс удаления и может привести к травме барабанной перепонки. К тому же стараясь удалить серу (инородное тело) самостоятельно, даже ватными палочками, обязательно происходит травма кожи наружного слухового прохода.
  4. Необходимо беречь уши от попадания в них воды во время мытья, купания в бассейне, и  в открытых водоемах.

В «ЛОР клинике № 1», высококвалифицированные специалисты окажут Вам необходимую помощь в лечение этого заболевания. Произведут осмотр ЛОР органов с применением видеоэндоскопической аппаратуры, назначат адекватное лечение и предложат комплекс физиотерапевтических процедур (УЗОЛ и лазеротерапия), которые многократно ускорят Ваше выздоровление.

Обращайтесь к врачу вовремя и  будьте здоровы. Мы работаем круглосуточно!