Острый гнойный отит. Зачем нужен парацентез?

Острый гнойный отит - это бактериальное воспаление полости среднего уха с накоплением в ней гнойного экссудата (содержимого).

Признаки гнойного отита:

• сильная боль в ухе, лихорадка,
  • беспокойство,
  • снижение слуха,
  • тошнота,
  • выбухание барабанной перепонки (может определить только лор-врач),
  • насморк
  • возможен кашель, связанный со стеканием густой слизи по задней стенке глотки;

Чем опасен острый гнойный отит?

Гной в барабанной полости – это гной в черепной коробке, в непосредственной близости к головному мозгу,  височной кости, а значит наибольшую опасность представляет развитие осложнений на эти органы:

• Мастоидит (остеомиелит височной кости)
  • Энцефалит (воспаление оболочек мозга)
  • Менингит (воспаление вещества головного могза)
  • Абсцесс головного мозга

Эти осложнения связаны с тем, что при невозможности опорожнения гноя через слуховую трубу или самопроизвольной перфорации барабанной перепонки гной под давлением распрастроняется в кости черепа, вокруг нервов и сосудов.

Гнойный отит, что делать?

Начальные стадии острого отита можно лечить консервативно (антибактериальная терапия, местная терапия, физиолечение), однако гнойный отит требует тщательного контроля лор-врача и  требует  небольшого оперативного вмешательства, такого как парацентез (миринготомия).

Дожидатся самопроизвольной перфорации барабанной перепонки очень опасно, особенно у детей, так как барабанная перепонка при воспаление сильно утолщена и не всегда может прорваться. Самопроизвольная перфорация чаще всего является обширной и распологается анатомически неудачно. Из-за этого увеличивается риск стойкой перфорации барабанной перепонки и, как следствие, стойкой тугоухости.

Что такое парацентез (миринготомия)?

Парацентез (Миринготомия) - это рассечение барабанной перепонки в наиболее безопасном месте для дренирования барабанной полости.

Техника парацентеза:

Предварительно перед парацентезом удаляются серные массы, наружный слуховой проход промывается раствором антисептика, устанавливается турунда с 10% раствором Лидокаина на 15-20 минут для обезболивания, возможна инфильтрационная анестезия ультракином - ДС форте.

Стерильной парацентезной иглой производится разрез барабанной перепонки обычно в нижнезаднем квадранте. Полученное гнойное отделяемое берут на анализ (посев) для определения возбудителя и определения чувствительности к антибиотикам. Наружный слуховой проход промывают. Устанавливается турунда с лекартством.

Благодаря анестезии процедура малоболезненна, после парацентеза отмечается гноетечение в течение 3-5 дней, что требует ежедневного туалета наружного слухового прохода и контроля ЛОР-врача. Температура тела нормализуется, общее состояние улучшается. Парацентезное отверстие самостоятельно закрывается в течение 5 дней, целостность барабанной перепонки восстанавливается. Слух нормализуется.

Где можно сделать парацентез (миринготомию):

В специализированных ЛОР клиниках или ЛОР кабинетах, оказывающих такую услугу, в которых ЛОР врачи владеют навыком лечения острого гнойного отита, в Москве это можно сделать в ЛОР клинике номер 1.

Если Вы или Ваши близкие страдаете от осрого гнойного отита и боитесь идти к ЛОР врачу для лечения, помните, что цена раздумий слишком высока, начинайте лечение как можно раньше и выводите себя из зоны высокого риска опасных для жизни осложнений!