Постоянная боль в горле? Что делать?

К нам в клинику ежедневно обращаются пациенты с хронической болью в горле. Однако заболевания глотки — самые сложные и полиэтиологичные в оториноларингологии. Для того, чтобы поставить верный диагноз необходимо провести целый ряд диагностических мер.

Клинические проявления болей в горле примерно одинаковы: явления хронического тонзиллита и/или хронического фарингита. Однако одни и те же клинические проявления могут вызвать разные причины. Ни один хороший специалист на глаз не скажет какой природы это воспаление. А препараты, назначенные без знания этиологии заболевания часто неэффективны.

Итак, какие есть причины воспаления?

1. Бактериальные инфекции. Наиболее опасным бактериальным возбудителем болей в горле является В-гемолитический стрептококк группы А. Он способен вызывать осложнения, такие как частые обострения болей в горле, паратонзиллярные абсцессы, нефриты, артриты, миокардиты(осложнения могут наступить через 20-30 лет от острого процесса). Для того чтобы исключить наличие стрептококковой инфекции на поверхности миндалин существует Стрептатест(экспресс диагностика на гемолитический стрептаккок), выполняется в клинике за 5 мин. Для оценки общего состояния и стрептококковой интоксикации необходимо провести биохимический анализ крови (Антистрептолизин О, Ревматоидный фактор, С-реактивный белок). Для исключения сопутствующей патогенной флоры необходимо проведение посева из зева на флору и чувствительность к антибиотикам и к фагам. Нередко обнаруживается наличие Staphiloccocus aureus, синегнойной палочки. Зная возбудитель и его чувствительность есть возможность пролечить препаратами фагов, не прибегая к системной антибактериальной терапии.
  2. Вирусные инфекции. Существует целый ряд хронических персистирующий  вирусных инфекций, способные поражать ротоглотку, такие как хронические персистирующие герпетические инфекции (Цитомегалвирус, Вирус Эпштейн-Барр, ВПГ 6 типа). К взрослому возрасту почти каждый из нас встречался с этими инфекциями и переболел. Заболевание проходит остро однократно (чаще маскируется под ОРВИ), вирус остается в организме пожизненно. Но при снижении иммунитета возможна реплика вируса (размножение). Как узнать? ПЦР исследования слюны часто не информативны (70-80% достоверности), наиболее информативен для оценки персистенции ИФА крови(определение антител). К вирусу Эпштен-Барра наш организм вырабатывает антитела Ig М (капсидный) в острую фазу первичного воспаления(инфекционный мононуклеоз),  Ig G  капсидный — антитела к поверхностным антигенам, могут быть повышены незначительно всю жизнь, и   Ig G ядерный (нуклеарный)- его повышение указывает на активную репликацию вируса и говорит о хронической персистирующий Эпштейн-Барр вирусной инфекции неустановленной даты инфицирования. К Цитомегалвирусу так же существуют антитела Ig М и G, повышение титра антител Ig G к ЦМВ в десятки и сотни раз указывает на перситирующую инфекцию. Реже обнаруживаются антитела Ig G к ВПГ 6 типа.
  3. Грибковые инфекции. Таким инфекциям чаще подвержены люди после длительно текущего заболевания, после нескольких курсов антибактериальной терапии, пациенты  с иммуносупрессией (прием цитостатиков, гормонов, химиотерапии, туберкузез, ВИЧ-инфекция и т.д). Диагностировать и верифицировать возбудитель можно взять посев из зева на грибы и чувствительность к антимикотикам.

В заключении хочу привести Вам клинический случай:

В феврале 2018 года в нашу клинику обратилась пациентка А, 18 лет

с жалобами на дискофморт в горле, чувство инородного тела в глотке, которые появились в августе 2017 года. Была неоднократно консультирована врачом-оториноларингологом, назначалась местная терапия (полоскание горла антисептиками, антисептические рассасывающие пастилки), с временным эффектом. Так же заподозрен диагноз: Фарингоневроз?, рекомендована консультация невролога.

Объективные данные при эндоскопическом ЛОР-осмотре глотки: слизистая полости рта розовая, чистая, отмечается гиперемия передних небных дужек. Миндалины 2 ст, спаяны, рубцово изменены, в лакунах казеозные массы. Задняя стенка розовая, сухая.

Установлен диагноз: Хронический тонзиллит. Хронический фарингит.

Проведено обследование. По результатам анализов выявлено наличие в зеве Streptococcus puogenus, повышение титра Антистрептолизина О-350 и С-реактивного белка – 6,4, повышение Ig G ядерного к вирус Эпштейн-Барра — 500. Таким образом верифицированы возбудители заболевания, обнаружнена стрептококковая инфекция и хроническая персистирующая Эпштейн-Барр вирусная инфекция.

Пациентке назначено этиотропное лечение, курс промываний лакун миндалин №5, физиолечение (К-лазер нос/глотки №10) с выраженным положительным эффектом.

Таким образом становится понятно почему занятия самолечением не приводят к положительному эффекту.

Наши врачи помогут Вам в правильной диагностике и лечении заболеваний ротоглотки. Мы работаем круглосуточно!