Тугоухость: причины, степени и лечение

5.00 (Проголосовало: 2)

• Симптомы тугоухости
    • Двусторонняя тугоухость
    • Правосторонняя или левосторонняя тугоухость
  • Как можно заподозрить потерю слуха у детей
    • Признаки тугоухости у новорожденного
  • Степени тугоухости или как проверяют тугоухость?
    • Тугоухость 1 степени
    • Тугоухость 2 степени
    • Тугоухость 3 степени
    • Тугоухость 4 степени
  • Классификация тугоухости
  • Причины тугоухости
  • Тугоухость при коронавирусе
  • Лечение тугоухости
  • Лечение тугоухости в Москве в "Лор клинике №1"

Тугоухость – это нарушение слуха, при котором снижена способность распознавать звуки определенной частоты. Она может быть на одно или оба уха, временной или постоянной, от легкой до сильной. Причин заболевания тугоухостью много, и это может случиться с человеком в любом возрасте, но чаще всего встречается у людей старше 60 лет. Код тугоухости по МКБ 10 – H90.

Если вы заметили какие-либо проблемы со слухом, обратитесь к врачу-сурдологу, чтобы выяснить причину и получить рекомендации по лечению. Также будьте внимательны к членам семьи, особенно к возможной тугоухости у пожилых, так как на ранней стадии снижения слуха люди склонны не замечать собственные проблемы.

Симптомы тугоухости

Двусторонняя тугоухость

Ранние симптомы двухсторонней тугоухости включают:

• трудности с разборчивостью речи других людей, особенно в шумных местах;
  • частые просьбы к собеседникам повторить сказанное - переспрашивание;
  • необходимость слушать музыку или смотреть телевизор с громкостью выше, чем нужно другим людям;
  • трудности с различением речи по телефону;
  • трудности с поддержанием разговора;
  • шум или звон в ушах;
  • чувство усталости и стресса из-за необходимости концентрироваться во время прослушивания.

Правосторонняя или левосторонняя тугоухость

Признаки тугоухости на 1 ухо включают:

• слух хуже, когда звук идет с одной стороны;
  • трудно сказать, откуда идет звук;
  • периодическое чувство дезориентирования.

Потеря слуха на одно ухо часто вызвана временной невозможностью прохождения звука через ухо – например, из-за серной пробки или воспаления в ухе.

Как можно заподозрить потерю слуха у детей

У вашего ребенка могут быть проблемы со слухом, если он:

• в 2 года почти не произносит слов;
  • в 3 года не имеет сформированной связной речи;
  • не отвечает, когда вы обращаетесь к нему;
  • говорит очень громко;
  • просить вас повторить;
  • отвечает на вопросы невпопад;
  • смотрит телевизор или слушает что-то на большой громкости.

Признаки тугоухости у новорожденного

У младенцев могут быть проблемы со слухом, если они:

• не пугаются громких звуков;
  • кажется, что слышат одни звуки, но не слышат другие;
  • реагируют на вас, когда видят вас, но не когда вы обращаетесь к ним вне зоны их видимости;
  • не поворачиваются к голосам или другим звукам.

Степени тугоухости или как проверяют тугоухость?

Тугоухость определяет такой диагностический метод, как аудиометрия. Это процесс, когда пациент в наушниках сидит в шумоизолированной кабине, и ему подаются звуки разной частоты, на которые он отвечает или словесно, или нажатием кнопки. Потеря слуха измеряется в децибелах. 0-25 дБ считается в пределах нормы. Все, что не входит в эти числа, подтверждает степень потери слуха.

Тугоухость 1 степени

Человек способен воспринимать шепотную речь на дистанции до 3 метров, разговорную – до 15 м. Искаженная речь или разговор в условиях внешних шумов не воспринимаются вовсе. Тональный порог находится в пределах 20-40 дБ.

Тугоухость 2 степени

Больной может разобрать шепот на расстоянии до 1 метра, обычный разговор – до 5 м. Резко ухудшается разборчивость речи в нормальных условиях. Нормально воспринимаются звуки громкостью не ниже 40-60 дБ.

Тугоухость 3 степени

Характеризуется возможностью воспринимать разговорную речь с дистанции не более 2 метров. Шепот и звуки ниже 50-70 дБ не различаются.

Тугоухость 4 степени

Больной теряет способность распознавать человеческую речь без вспомогательных слуховых устройств. Тональный порог составляет 70 дБ и более.

Классификация тугоухости

Различают следующие типы тугоухости в зависимости от места возникновения патологии слуховой функции в ухе:

• Кондуктивная тугоухость. Возникает из-за проблем с проведением звука либо в самом слуховом проходе, либо в среднем ухе.
  • Нейросенсорная тугоухость (по-другому сенсоневральная тугоухость, сенсорная тугоухость). Возникает из-за поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слуховых центров головного мозга.
  • Смешанная тугоухость. Сочетание кондуктивной и нейросенсорной тугоухости.
  • Слуховая тугоухость (аудиторная нейропатия). При этом типе слуховой аппарат не поврежден, однако звуковая информация искажается на уровне головного мозга.

Причины тугоухости

У потери слуха может быть много разных причин. Например:

• внезапная острая тугоухость на 1 ухо может быть вызвана ушной серой, воспаление в ухе, перфорацией (разрывом) барабанной перепонки или болезнью Меньера (повышением давления жидкости во внутреннем ухе);
  • внезапная потеря слуха на оба уха может быть вызвана оглушающим звуком или приемом некоторых ототоксичных лекарств, которые могут повлиять на слух;
  • постепенная потеря слуха на 1 ухо может быть вызвана чем-то внутри уха, например костным наростом (увеличивающаяся остеома) или прогрессирующими сосудистыми заболеваниями;
  • постепенная потеря слуха на оба уха обычно вызвана с возрастных изменениями, длительным, периодически воздействием громких звуков, прогрессирующими сосудистыми заболеваниями;

Тугоухость при коронавирусе

Патологическое влияние коронавирусной инфекции на органы слуха пока не доказано. По мнению специалистов, тугоухость из-за COVID-19 может возникнуть у пациентов, которые прежде имели предрасположенность к ней, и инфекция спровоцировала ее появление нарушением функциональности нервных клеток. В таком случае проявлением тугоухости, помимо снижения остроты слуха, бывает звон или шум в ушах.

Лечение тугоухости

Лечение потери слуха зависит от того, что ее вызывает.

Снижение слуха, вызванное основной болезнью ушей, прекращается по мере лечения основного заболевания.

Лечение острой тугоухости при скоплении серы в ушах или инородном теле в слуховом проходе представляет собой их профессиональное удаление.

Некоторые типы потери слуха, например, возрастная хроническая тугоухость, могут быть постоянными. Они не лечатся, но с помощью слуховых аппаратов происходит улучшение слуха при тугоухости. Слуховые аппараты являются основным способом лечения тугоухости у пожилых людей.

Лечение тугоухости в Москве в "ЛОР клинике плюс 1"

В нашей клинике проводится диагностика и лечение тугоухости у взрослых, пожилых и детей. Мы подбираем современные слуховые аппараты, даем рекомендации по профилактике и реабилитации тугоухости, выясняем, как как лечить тугоухость в каждом индивидуальном случае наиболее эффективно.