Серная пробка в ухе: симптомы и причины

3.67 (Проголосовало: 3)

• Что такое ушная сера?
  • Причины образования серной пробки
  • Симптомы серной пробки
  • Осложнения серной пробки
  • Случай из практики
  • Удаление серных пробок в «ЛОР клинике №1»

Что такое ушная сера?

Сера — секрет сальных и серных желез, перемешанный со слущеным эпителием кожи наружного слухового прохода, в ее составе есть белки, жиры, свободные жирные кислоты и минеральные соли. Ушная сера увлажняет кожу наружного слухового прохода, очищает его от омертвевших клеток и частичек грязи, защищает от грибковых и бактериальных инфекций благодаря своей кислой среде.

В норме наружный слуховой проход очищается благодаря естественному процессу обновления кожи. Омертвевшие клетки кожи слущиваются по направлению от барабанной перепонки наружу, сдвигая серу к выходу. Когда мы разговариваем или едим, этот процесс происходит быстрее за счет движений в височно-нижнечелюстном суставе.

Серная пробка — это скопление ушной серы, которое перекрывает слуховой проход.

Причины образования серной пробки

• Повышенная выработка серы из-за индивидуальных особенностей или неправильной гигиены слухового прохода: ежедневная чистка ушными палочками, ношение слуховых аппаратов, вакуумных наушников, берушей, сахарных диабет, гипергидроз и т.д.;
  • Механическая: узкий и извивистый слуховой проход, костные разрастания, отек кожи при отите, новообразования, инородные тела;
  • Изменения состава ушной серы при повышенном холестерине крови — она становится более вязкой.

Симптомы серной пробки

• Ощущение заложенности в ухе;
  • Аутофония (человек слышит эхо своего голоса в ушах);
  • Снижение слуха (чаще возникает после посещения бассейна, душа, водоемов);
  • Ушной зуд (особенно если сера сухая или есть воспаление в слуховом ходе);
  • Шум в ушах;
  • Боль в ухе (распирающего характера).

Осложнения серной пробки

Обычно серная пробка не вызывает серьезных осложнений, но иногда присоединяется воспалительный процесс, возникает наружный отит.

Причины осложнений:

• долгое нахождение серной пробки в ухе;
  • сдавливание тканей слухового прохода большой пробкой;
  • повреждение кожи слухового прохода или барабанной перепонки при попытке самостоятельно извлечь пробку, особенно у детей.

При наружном отите ухудшается слух, но это нарушение обратимое, при правильном подходе к лечению. Но если при попытке самостоятельно извлечь серную пробку была травмирована барабанная перепонка — тут всё зависит от места и величины её травматизации, возможно и пожизненное снижение слуха.

Случай из практики

Пациентка М. ежедневно использовала ватные палочки для чистки слухового хода, из-за этого сформировалась серная пробка. При попытке самостоятельно извлечь ее зубочисткой травмировала барабанную перепонку, следствие - стойкая перфорация, хронический средний отит, стойкое снижение слуха.

Давайте сделаем выводы - стоит ли чрезмерная любовь к чистоте слухового хода таких последствий?

Удаление серных пробок в «ЛОР клинике №1»

Осложнений можно избежать, если вовремя обратиться к специалисту.

В «ЛОР клинике №1», мы проводим комплексный осмотр пациентов. При наличии серной пробки выполним промывание слухового прохода или инструментальное удаление серной пробки, дадим индивидуальные рекомендации по уходу за ушами.