Заболевания околоносовых пазух (синуситы)

Синусит - это воспалительное заболевание околоносовых пазух. Еще в XVII веке английский врач Натаниел Гаймор впервые описал симптомы этой болезни. Чаще всего встречается воспаление верхнечелюстных пазух. Реже диагностируется воспаление лобных пазух (фронтит) и клеток решетчатой кости (этмоидит), еще реже - воспаление клиновидной пазухи (сфеноидит). В то же время встречается и комбинация воспаления нескольких пазух - полисинусит. Синуситы обычно развиваются одновременно с ринитом, поэтому чаще применяется термин «риносинусит». Острый синусит обычно является следствием распространения воспаления из полости носа, так как слизистая оболочка околоносовых пазух является единым целым со слизистой полости носа (риногенный синусит).

Предрасполагающие факторы

Чаще всего причинами синуситов является инфекция (бактериальная, вирусная, грибковая). Немалое значение в возникновении синуситов имеют анатомические особенности строения носовой полости и синусов (например, искривление перегородки носа), образ жизни (курение). Среди других причин можно назвать травмы носа и околоносовых пазух, а также заболевания зубов верхней челюсти, корни которых тесно связаны с дном верхнечелюстной пазухи (корни второго премоляра и первого моляра). Это создает потенциальный риск распространения инфекции одонтогенным путем, а удаление зуба может привести к сообщению между ротовой полостью и верхнечелюстной пазухой (формированию ороантрального свища).

Симптомы

• Головная боль различной степени выраженности, которая усиливается при наклонах головы, обычно локализуется в области проекции пораженных пазух;
  • Слизистые, слизисто-гнойные, гнойные выделения из носа;
  • Заложенность носа, гнусавость;
  • Повышение температуры тела до 38 С и выше;
  • Слабость.

Все это вместе или по отдельности может указывать на воспаление околоносовых пазух.

• Клинический осмотр;
  • Эндоскопия полости носа и носоглотки;
  • Рентгенографическое исследование околоносовых пазух или компьютерная томография;
  • Ультразвуковое исследование околоносовых пазух (является методом выбора у детей и беременных женщин);
  • Лабораторная диагностика.

Лечение

По показаниям назначаются антибактериальные препараты системного действия, местное лечение (спреи и капли в нос), промывание полости носа и околоносовых пазух методом перемещения, применение синус-катетеров.

Высокую эффективность оказывает физиотерапевтическое лечение: УЗОЛ-терапия (противовоспалительное, обезболивающее, противоотечное действие), лазеротерапия (оказывает противомикробное, противовирусное действие, уменьшает воспаление, повышает чувствительность организма к медикаментозному лечению), магнитотерапия (оказывает иммуномоделирующий эффект, повышая защитную функцию слизистой оболочки).

Иногда приходится прибегать к инвазивным лечебным манипуляциям - пункции верхнечелюстных пазух.

Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением - вы легко можете «смазать» картину заболевания, что в дальнейшем затруднит диагностику и назначение правильного лечения, перевести его в хроническую форму, развитие осложнений.

В условиях «ЛОР клиники номер 1» врачи-оториноларингологи проведут полное видеоэндоскопическое обследование ЛОР органов, УЗИ околоносовых пазух. Вам будет рекомендовано комплексное лечение с применением санирующих, физиотерапевтических процедур, направленное на снятие воспаления и отека в носу и околоносовых пазухах, купирование инфекционного процесса.

Берегите свое здоровье и не занимайтесь самолечением!